Загальне
Парасюк Е.О.
Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Идея создания электронной общеобразовательной дистанционной школы возникла в связи с проблемой отсутствия качественного дистанционного обучения в государственных общеобразовательных школах при достаточном обеспечении материальными, педагогическими, методическими и интеллектуальными ресурсами. На настоящий момент бесплатного дистанционного образования в Харькове нет вообще, а платные школы не предоставляют тот уровень обучения в дистанционном формате, которого ожидают родители и ученики не очной формы обучения.
С этой целью, в рамках сотрудничества Покотиловской ЗОШ № 2, ХНУГХ им. Бекетова и родителей некоторых учеников была создана дистанционная платформа обучения, в основе которой задействована система MOODLE. На настоящий момент выделен ряд проблем, с которыми мы столкнулись в процессе создания, наполнения и отладки учебного процесса на платформе ДО. Их можно условно разделить на три направления.
Первое – вопросы, связанные с организацией учебного процесса в дистанционном формате. К ним относятся в первую очередь законодательные и нормативные вопросы. На настоящий момент в Украине нет однозначно оформленных нормативов, разъяснений и законодательных актов, регулирующих процесс дистанционного обучения в общеобразовательной школе. В качестве основных документов существует только «Наказ міністерства освіти і науки україни № 466 від 25.04.2013 Про затвердження положення про дистанційне навчання» [1] само Положение [2].
В связи с этим формат нашего образовательного процесса пришлось оформить как «экстернат» со всеми вытекающими. В данном формате не учитываются трудозатраты на разработку и создание электронных материалов обучения, а также адаптацию их под требования системы ДО. Также не учтены затраты на ведение самого процесса обучения в системе. В результате мотивация персонала ограничивается исключительно личной инициативой учителя и страхом расформирования школы, которая является рабочим местом педагогов и устраивает их во всех отношениях.
Однако такой порыв, не подкрепленный материальной базой, может со временем иссякнуть и выбор между сменой места работы и работой на общественных началах станет очевидно не в пользу последней. В этом же направлении можно отметить неопределенное положение с вопросами оплаты сервера, доменного имени, а также административного курирования самого сайта, на котором установлена наша платформа. На настоящий момент это тоже личная инициатива и безвозмездное участие родителей. За период создания и отработки системы (с октября прошлого года до настоящего момента) мы приняли участие в трех грантовых конкурсах, которые, к сожалению, не были одобрены. Но мы продолжаем франдрайзинговую деятельность и надеемся на положительные результаты в будущем. К сожалению, это пока единственных источник средств, на который мы можем рассчитывать.
Второе направление – вопросы, связанные с созданием и наполнением курсов. Понятно, что подготовка педагогического состава не включала в себя работу в системе дистанционного образования. С этой целью нами разрабатывается курс обучения работе в системе ДО moodle, на которой базируется наша платформа, а также по мере необходимости проводятся семинары и персональные консультации с учителями школы. На начальном этапе планировалось проведение обучения учителей работе в системе ДО на основе существующих курсов в ХНУГХ и ХНУ им. Каразина. Однако в дальнейшем мы временно отказались от этой идеи, поскольку материал этих курсов не вполне соответствует нашим потребностям. Это в первую очередь касается базовой подготовки учителей для работы с дистанционным форматом обучения и некоторых специальных навыков, которые не учитываются в вышеуказанных курсах. И ключевая проблема состоит в том, что система преподавания в обычной очной школе кардинально отличается от той, которую предполагает дистанционный формат. Учителям, особенно это касается педагогов, которые ранее не использовали дистанционные ресурсы в образовательном процессе, сложно перестроиться в новый формат обучения и адаптировать свои учебные материалы к требованиям системы ДО.
Можно было пойти по пути, которым прошли практически все ВУЗы, внедрившие у себя дистанционных формат обучения, и в добровольно – принудительном порядке обязали преподавателей создать свои курсы, а также пройти обучение работе в системе. Однако мы отказались от этой идеи по нижеприведенным причинам.
Во-первых, подготовка и проведение обучения преподавателей в ВУЗах практически всегда ориентируется на ту систему, которая установлена на его сайте ДО. А это. Как вы понимаете, специфические плагины, версии самой moodle, дополнительные модули и программное обеспечение, которое составляет базу конкретного ВУЗа, и отличается от нашей системы иногда очень значимо.
Во-вторых, разница в подходах к процессу обучения в ВУЗе и школе.
Некоторые постулаты и правила, на которых основано высшее образование, значимо отличаются от тех, что использует общеобразовательная школа.
В-третьих, мы банально не располагаем временными и финансовыми ресурсами, которые имеются в ВУЗе. К сожалению, мы вынуждены сокращать период обучения учителей и прибегать к тому, что основная часть в адаптации материалов ложится на плечи системного администратора и администратора самой системы ДО.
И наконец, в-четвертых, объемы материалов для наполнения и создания дистанционной школы на одного учителя значительно превышают в данном случае то, что создают преподаватели ВУЗа. Поскольку количество детей в школе никак не зависит от количества предметов и лет обучения, но напрямую зависит от количества самих учителей, на одного учителя приходится создание и подготовка в среднем 6-7 полноценных курсов на 70-100 часов каждый (в соответствии с учебной школьной программой). При этом, качество контента для самих курсов для нас имеет очень важное значение, поскольку конкуренция среди школ за учеников достаточно велика. А учитывая, что за эту работу в настоящих условиях оплата не предусмотрена, мотивация в работе с дистанционным обучением неуклонно снижается, и вышеуказанные меры ни к чему хорошему привести не смогут.
Не менее важным вопросом в этом направлении является сам контент, которым наполняются наши курсы, а также дополнительные программные модули, которые в ближайшее время мы планируем создавать или привлекать для функционирования нашей платформы.
С одной стороны, система дистанционного обучения moodle имеет массу возможностей и очень разнообразна в выборе форматов как самих элементов и ресурсов курса, так и вариантов их настроек. С другой стороны, некоторые достаточно важные для наполнения и процесса обучения настройки представлены в системе настолько сложно, что разобраться в них неподготовленному среднестатистическому педагогу, и тем более ученику, порой непосильная задача. Мы выходим из положения пока тем, что методом проб и ошибок формируем систему настроек по умолчанию, намеренно ограничивая учителей в выборе формата разрабатываемых ресурсов, с учетом общих задач курса и учебной программы. И важным моментом остается внешняя строгость и сухость форматов ресурсов и элементов, которая не всегда интересна детям средней, и в большей степени младшей школы.
Это касается различных интерактивных элементов, видео и аудиоконтента, игровых модулей обучения, ярких картинок и презентационных материалов, которые на сегодняшний момент, создаются нами с использованием облачных технологий и специального программного обеспечения и вносятся в систему в виде SСORM-пакетов.
Но по мере наполнения курсов формируется перечень задач для программистов, которые мы хотим реализовать в дальнейшем в виде дополнительных системных модулей. Например – задания, решение которых требует графических редакторов в процессе выполнения его учениками. Частично это можно выполнить, используя встроенные текстовые редакторы системы, но в этом случае приходится переделывать большое количество самих заданий, а также требует специальных навыков у ребенка, что в младшей школе практически нереализуемо.
И третье направление проблематики – это организация самого учебного процесса с использованием ДО. Это на сегодняшний день самая болезненная тема в нашем проекте, и пока ответов на эти вопросы мы еще не нашли.
Вот приблизительный их перечень:
Каким образом будет регламентировано время работы учителя в системе ДО и как оно будет оплачиваться
Каким образом будет настроена система знаний и компетенций для учеников с различными способностями и различным базовым стартовым уровнем подготовки в рамках одного курса
Каким образом регламентировать работу учителей младшей школы по наполнению и ведению курсов, на которых ложится нагрузка за 4 первых года обучения, в каждом из которых от 10 до 12 предметов
Как решать вопрос с переходом курсов с одного года обучения на другой для одного учителя (сколько и каких курсов должно быть создано и как решать вопрос авторства материалов в рамках совместного курса),
Как решать проблему нехватки учителей по предметам, вести которые в дистанционном формате некому в силу неспособности педагога освоить систему ДО. Как правило это касается заслуженных педагогов в возрасте, которые ценны, востребованы и показывают высокие результаты обучения детей в классическом формате обучения. При этом привлечение других педагогов не может быть финансово подкреплено в результате указанных проблем.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.
В результате реализации проекта внедрения ДО в систему общеобразовательной школы возникает ряд проблем, часть из которых могут быть решены собственными усилиями школы, часть решается с привлечением дополнительных материальных и человеческих ресурсов, и часть может быть решена только в результате принятия ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность в дистанционном формате обучения, в первую очередь определяющего статус и оплату труда учителей, занятых в ДО.
Список использованных источников
1. Наказ міністерства освіти і науки україни № 466 від 25.04.2013 Про затвердження положення про дистанційне навчання {із змінами, внесеними згідно з наказами міністерства освіти і науки № 660 від 01.06.2013 та № 761 від 14.07.2015} http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0703-13
2. Положення про дистанційне навчання (зареєстровано в міністерстві юстиції україни 30 квітня 2013 р. За № 703/23235) http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0703-13